Несложно заметить, что автор рецензии читал роман, глубоко его понимает, готов к прочтению другими и пришел в театр дать работу уму и сердцу, а не выгулять платье. Теперь это большая редкость.
Конечно, будет лукавством сказать, что мы работаем для таких зрителей, работаем мы прежде всего для себя (как ответил Винстон Марсалис на вопрос «джазовая музыка, она для слушателя или для исполнителя?» - «джазовая музыка, конечно, для слушателя, но музыкант - самый первый слушатель»), но такие отзывы утверждают в мысли, что всё было сделано правильно. Спасибо вам. ОБЛОМОВ. ПРЕМЬЕРА
📍Это третий спектакль режиссера Анджея Бубеня на волковской сцене.
📍Это третий спектакль, который я у него посмотрела.
📍Это третий спектакль, который произвел на меня неизгладимое впечатление.
Мне нравится эстетика и символика этого режиссера, мне нравится его нравственная позиция, его «прочтение» классики, его понимание и интерпретация авторского текста, мне нравятся акценты, которые он расставляет в своих работах, мне нравится, как под его чутким руководством актеры «проживают» разные по накалу и драматизму истории. Мне нравится… Но если «Отцы и дети» ввергли меня в состояние эмоционального шока, то «Обломов» погрузил в глубокие раздумья… Совершенно поразило и сразило только одно: насколько АКТУАЛЬНО прозвучал текст Гончарова! Может, именно поэтому и двухчасовое действо, сплошь состоящее из продолжительных монологов и диалогов, я прожила на одном дыхании🤗
Написать в ВК полноценную рецензию на спектакль не представляется возможным, поэтому коротко о главном. Любая классика имеет право на «прочтение» – Гончаров не исключение. И я сейчас не о прочтении гончаровского текста режиссером-постановщиком спектакля (его еще читать-не перечитать!) – я о своём… О своем прочтении драматичной истории жизни ЧЕЛОВЕКА.
«Обломов» – это не только культурный, но и ментальный код отечественной культуры, составляющий основу целостности ее бытия. Вот и доктор (Алексей Кузьмин) ставит Илье Ильичу диагноз totus (целый) и дает неутешительный прогноз: эта болезнь несовместима с жизнью. С какой жизнью? И жизнь ли это? С самого начала спектакля мы видим элементы ИГРЫ – игры в прямом и переносном смысле. Большой ребенок Илюша (Илья Коврижных), мечтатель, резвый бутуз, романтик, не принимает правил игры взрослых, не желает им следовать, не видит в них целесообразности и необходимости. Почему? Они ограничивают его личную свободу, разрушают границы его внутреннего мира. «Чур, я в домике!» – это сигнал о выходе из игры. И подается он всякий раз, когда собеседник пытается нарушить границы его личной сферы.
А что с личностью? Абсолютно разные персонажи на удивление едины в оценке качеств героя: добрый, умный, честный, порядочный, нежный, искренний… Но разве это не лучшие качества человека? Чем же тогда он так раздражает окружающих? Что с ним не так? Чего добиваются все эти вроде бы не чужие Илье Ильичу люди? Не чужие – но ДРУГИЕ. Вот в чем причина. Каждый из них любит в Обломове СЕБЯ и пытается «прогнуть его под изменчивый мир»: Ольга (Анна Ткачева) выстраивает систему (!) жизни, Штольц (Юрий Круглов) кричит о потере смыслов, Пшеницына (Елена Майзингер) вьет «кокон» для будущей спячки… И только Захар-Анисья (муж и жена одна сатана😉) мирно дряхлеют рядом с хозяином, брюзжат потихоньку, вторя друг другу, в разговоры не встревают, жизни не учат, потакают всем и всему. Тем не менее, все они, эти другие, не прочь «погреться» в лучах человеческой доброты, искренности и щедрости Обломова, поэтому и возвращаются к нему – и в мыслях, и в реальности. Он единственный живой, настоящий, открытый, наивный, непосредственный среди искусственного, надуманного, фальшивого, пошлого мирка, в котором всё мертво, всё понарошку (статуи в городском саду; в доме паучихи Пшеницыной искусственные цветы, птицы-свистульки, картонные дети; Захар-Аксинья (Александра Чилин-Гири-Ирина Сидорова) движется, как робот, и говорит, как заезженная старая пластинка; Ольга Сергеевна блестяще поет арию Costa Diva чужим голосом, да и в страстном монологе Штольца чувствуется какой-то неестественный надрыв). И требуют-то от Ильи Ильича взамен всего ничего – деятельности. Только не могут объяснить ее целесообразности. Зачем? Так надо, так все делают, так устроен мир, так устроена жизнь. То есть, на языке Обломова, таковы правила игры, БОЛЬШОЙ игры.
А если он не хочет в нее играть? Если он не хочет, как все? Если своего «домика» ему вполне хватает. Ему здесь хорошо, покойно, уютно, тепло… как в детстве, где царила ЛЮБОВЬ. Зачем его трогать, расширять, модернизировать, разрушать… «Не трожьте музыку руками!... Она с душою наравне». Загадочная русская душа – это и голубиная душа Обломова, в том числе. Душа, разрываемая внутренними противоречиями… Понимает он все! И страдает… Но за всеми потугами окружающих чувствует фальшь, подделку, а потому не готов размениваться, сохраняя целостность своей натуры («ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» ? Мк. 8:36). И просит только об одном – ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА! А вот человека-то и нет… Есть каноны, нормы, планы, распорядок, правила, предписания, алгоритмы… Нет! Все это не для Ильи Ильича… Не вынесло золотое сердце Обломова «груза» постулатов «правильной» жизни, этих мнимых человеческих ценностей.
А человека так и не дали…
Поздравляю Волковский с глубокой серьезной работой👏👏👏
Поздравлю ярославцев с большим театральным событием👏👏👏
Долгой и счастливой жизни тебе, «Обломов»‼️
P. S. Фото взяты из открытых источников.
#волковский #премьера #обломов #браво